Возрастные нормативы речевого развития детей
Развитие словаря

5-6 лет

6-7 лет

Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением.

Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу.

Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

Употребляют разные части точно по смыслу.

 

Развитие связной речи

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу

Правильно отвечают на вопросы.

Развивается умение связно,

Последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера.

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их,

формируется культура речевого общения.

Ребенок самостоятельно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете ( по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым),по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера.

Развитие грамматического строя речи

Морфология

5-6 лет

6-7 лет

Совершенствуется умение

согласовывать в предложении существительные с

числительными, прилагательными; формируется

умение использовать

несклоняемые существительные

Закрепляется умение

согласовывать существительные с числительными, прилагательны-

ми и местоимениями

Словообразование

Образуют форму множественного числа существительных, обозначающих

детенышей животных,

однокоренные слова

( по образцу)

Образуют( по образцу)

существительные с

суффиксами, глаголы с

приставками, сравни-

тельную и превосходную степень прилагательных.

Совершенствуются умения образовывать однокоренные

слова

Синтаксис

Продолжают учиться

составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой

и косвенной речью.

Используют в речи

разнообразные

синтаксические конструкции и

виды предложений.